Традиционный головной убор религиозного еврея называется кипа (мн. ч. кипот) или ермолка. Считается, что последнее название происходит от словосочетания йерей малка – «трепет перед царем» или "боящийся Б-га". Прочие, однако, считают, что слово происходит от тюркского ямурлук – дождевой плащ с капюшоном. "Кипа" в переводе с иврита - «полу шар» или «купол».
Израильтяне ставят ударение в слове "кипа" на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.
Кипа еврейская – ярко выраженный символ еврейской религиозности, хотя ее ношение – не закон, а обычай. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову (см. народную мудрость в начале). Тем не менее, обычай покрывать голову принят всеми евреями издавна в любой стране их пребывания. Смысл этого обычая – показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это, даже больше (выше) головы, наиболее развитой и важной части человека. Кроме того, надевая кипу, еврей декларирует свою принадлежность к еврейскому народу и еврейскому же религиозному мировоззрению.
По одной из версий историков, традиция покрывать голову появилась у евреев с периода, предшествовавшего Первому Храму. Тогда голова покрывалась и из чисто практических соображений - чтобы голову не напекло на солнце, и из религиозных - опустить лицо, скрыться от гнева Вс-шнего, выразить свою покорность, не сметь смотреть на Вс-шнего и т.д. Все эти действия далее развились в покрывание головы большим талитом (талесом, молитвенным покрывалом) во время молитвы, как в Храме, так и вне его. Далее традиция трансформировалась в постоянное символическое покрытие головы.
Согласно другой гипотезе, во времена захвата Иудеи Грецией многие евреи приняли эллинскую культуру. Захват страны был номинальным, бескровным, но греки принесли сюда театр, спорт, новую литературу и др. Чтобы отличаться от проэллинских иудеев, ортодоксальные стали носить небольшие головные уборы, дошедшие и до нас в виде кипы.
Ну и для полноты картины еще одно встреченное объяснение необходимости ношения кипы: чтобы экранировать то, что в голове твориться и не допускать всякие глупости до Творца. Как говорят сами евреи, со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование субботы, ношение цицит и посещение миквы.
Классическая матерчатая кипа довольно тяжелая, и поэтому она держится на голове сама по себе, благодаря силе тяжести. Однако они бывают не только матерчатые и поэтому действительно могут слететь с головы, чтобы этого не произошло, ее закрепляют металлическими заколками. Помимо основного назначения ими можно завинчивать винтики, резать фрукты, чистить ногти, есть мороженое... Некоторые специалисты насчитывают десятки альтернативных способов использования этого девайса. Ультраортодоксальные евреи допускают ношение заколок, но считают все же, что это не их метод. Раввины обычно советуют просто подбирать кипу по размеру, примерять перед зеркалом, пока она не станет сидеть как следует. Говорят, что кипа подобрана верно, если она не слетает с головы после того, как человек проспал в ней всю ночь.