Нюансы работы футбольных агентов

Международный центр спортивных исследований (CIES) в Швейцарии провел опрос среди футбольных агентов на тему их профессиональной деятельности. Sportbox.ru решил ознакомиться с результатами кропотливой работы ученых.

Посредники при переходе футболиста из одной команды в другую существовали с самого рождения этого вида спорта, но признаны агенты были лишь в 1991 году, когда ФИФА создала первую систему лицензирования. Новая профессия начала развиваться бешеными темпами. Уже в ноябре 2011 года было зарегистрировано 6082 агента по всему миру, причем 41% (2405 человек) из них базировался в странах пяти ведущих европейских чемпионатов: Англии, Италии, Испании, Германии и Франции. Поэтому исследование было решено провести именно в этих национальных первенствах.

Несмотря на ожесточенную конкуренцию, желающих работать в этой сфере с каждым годом становится все больше. При этом лишь 41% всех агентов трудятся полный день, в то время как остальным из-за отсутствия клиентской базы приходится подрабатывать в других местах. В профессии доминируют, конечно, мужчины — слабый пол представлен 3,4% от общего числа. Средний возраст агентов составляет 42 года, и две трети из них находятся в возрастном диапазоне от 31 до 50 лет.

Для сдачи экзамена на лицензию человеку необязательно обладать конкретным образованием, но исследование показало, что 74% респондентов обучались в университете, 41% обладают степенью бакалавра, еще 26% достигли звания магистра, а 7 процентов получили еще более высокую квалификацию - вплоть до докторской. Немаловажно для посредников и знание иностранных языков: лишь 29% ими не владеют. Конечно, самым распространенный из языков - английский, затем французский, а замыкает тройку испанский.

Более половины агентов (54%) ранее уже работали в футбольной индустрии. 23% имеют за плечами карьеру игрока, 13% были скаутами, 7,5% работали в клубном менеджменте, 5,5% занимали должности спортивных директоров. Цифры говорят о том, что многие бывшие футболисты, повесив бутсы на гвоздь, склонны переориентироваться именно в этом направлении.

Ведение переговоров — основная услуга, предоставляемая агентами (98%). Две трети также занимаются маркетингом, оформлением договоров, юридическими консультациями и разрешением споров. Удивительно, но менее половины агентов (46%) оказывают поддержку своим подопечным в бытовых вопросах вроде поиска квартиры, организации поездок, помощи семье и т.п. Это говорит о том, что характеристика агентов как «нянек» футболистов не вполне соответствует действительности. Для 61,2% респондентов основным видом деятельности стало оформление трансферов, около 40% занимаются также поиском игроков, а 16,9% помогают футболистам в решении насущных проблем. Интересно, что только 42% подопечных агентов — профессиональные спортсмены, и это говорит о том, что посредники в основном пытаются заполучить молодых ребят, чтобы спустя время сделать на них деньги. Состоявшиеся же игроки могут оказывать давление на агента, вынуждая его принимать их условия.

70% респондентов сотрудничают с клубами, помогая им покупать, продавать и искать футболистов. Из-за этого могут возникать сложные ситуации с большим количеством заинтересованных сторон, что требует большей прозрачности. В связи с этим решение английской премьер-лиги раскрывать данные о вознаграждениях агентам от клубов выглядит весьма правильным. Той же политики придерживаются ФИФА и УЕФА. Благодаря их отчетам удалось определить, что ежегодные отчисления агентам в Европе составляют около 400 миллионов евро — вдвое больше той суммы, что была в 2008 году.

Все эти данные говорят о том, что профессия агента за 20 лет существования стала неотъемлемой частью большинства процессов, проходящих в футболе. Многие относятся к этому отрицательно, но нельзя забывать и про положительные стороны. Ведь кто-то в свое время нашел для нас Криштиану Роналду, Лионеля Месси, Франка Рибери, помог им стать теми, кем мы их знаем сегодня?

Василий Богданов, Sportbox.ru




/newsfootball/80385-nyuansy-raboty-futbolnyh-agentov.html
rss
Карта