А может все таки украинцы
На последнем драфте НХЛ в первом раунде ушли два молодых хоккеиста с фамилиями Шинкарук и Климчук. Оба форварда – не из Европы и никогда не играли в Украине. Первый родился в канадской провинции Альберта, второй – в Саскачеване, но их фамилии и место рождения явно указывает на украинское происхождение.
На стыке XIX и XX веков тысячи украинцев из регионов, принадлежавших тогда Австро-Венгрии, эмигрировали в Канаду. Например, в прерии Альберты, Саскачевана и Манитобы переселились 170 тысяч земледельцев из Галичины и Буковины. Значительно меньшая украинская популяция эмигрировала из Российской Империи, поселившись в основном на востоке Канады. После Первой Мировой войны еще несколько десятков тысяч украинцев из Польши и Румынии стали канадцами, а после Второй Мировой в Канаде стали появляться украинские иммигранты и из Советского Союза.
Таким образом, сейчас Канада – третья после Украины и России страна по числу жителей с украинскими корнями. Почти 4% населения Канады – украинцы, и, конечно же, многие из них становились хоккеистами, а некоторые стали звездами НХЛ. Украинские корни можно найти и у американцев (например, Кит Ткачак или Стив Коновалчак), да и из самой Украины были достойные игроки – Алексей Житник, Дмитрий Христич и другие. Впрочем, если копаться в родословной всех хоккеистов, то можно и до Ковальчука с Дацюком дойти. Кстати, Дацюк собирается купить сноуборд для ребенка недорого и поехать с племянником покататься в горы.
А мы расскажем о 10 лучших «юки» НХЛ – великих канадских хоккеистах украинского происхождения.
Уолтер «Турк» Брода
Самый первый «юки» НХЛ – объект жарких споров о его происхождении. Украинцы считают Володимира Броду своим, ссылаясь на слова директора «Торонто», а поляки – своим, ведь его отца звали Казимеж, а брата – Станислав. Истина, как обычно, кроется где-то посередине. Семья Броды была родом из региона, где украинский и польский этносы смешивались, а потому Турк Брода – пускай и не стопроцентный украинец – но имеет украинские корни, как и другие поляко-канадцы НХЛ той эпохи – Уолли Становски и Билл Езиницки.
Брода пришел в НХЛ в эру, когда вратарям было очень тяжело пробиться наверх: запасных вратарей еще не существовало (в случае травмы их меняли полевые игроки), а команд в НХЛ было всего 6 – а это означает лишь шесть вакансий. Стать основным вратарем можно было только будучи гениальным голкипером – и не без доли везения. Для Уолтера эти два условия выполнились. Брода играл в фарм-клубе «Детройта», когда в 1936 году его заприметил великий тренер «Торонто» Конн Смайт, который приехал просматривать вообще другого вратаря.
Брода мгновенно стал звездой лиги, а 40-е превратились в лучшую эпоху в истории «Мэйпл Лифс». Брода завоевал свой первый Кубок Стэнли в 1942 году, и еще три подряд с 1947 по 1949 годы. Лишь в 1945 году «кленовые листья» выиграли трофей без Турка – тот служил в армии во время войны. Завершил карьеру Брода в 1951 году еще одним Кубком Стэнли. Дважды он признавался лучшим вратарем НХЛ, а в 1967 году был введен в Зал хоккейной славы.
Билл Мосиенко
О происхождении Уильяма Мосиенко споров нет – его отец был иммигрантом из Украины и работал сварщиком в Виннипеге. Как и Броде, пробиться в НХЛ из низших лиг скоростному крайку Биллу помог случай: в 1942 году «Чикаго» вызвало 20-летнего Мосиенко на подмену своим игрокам, призванных в армию во время Второй Мировой войны. Мосиенко не призвали, сочтя слишком низким, но что не подходит армии, иногда подходит хоккею. К середине сороковых тренер «Блэкхокс» Джонни Гоцелиг (к слову, уроженец Херсонщины) составил сверхбыстрое звено из братьев Бэнтли и Билла Мосиенко, прозванное «Пони-лайн» из-за маленького роста всех троих.
Несмотря на то, что Мосиенко был введен в Зал Славы, все его достижения обычно перекрываются одной игрой: 23 марта 1953 года Билл забросил в ворота «Рейнджес» три шайбы за 21 секунду, и это до сих пор рекорд НХЛ, который уже вряд ли когда-то будет побит. После окончания карьеры в НХЛ Билл вернулся в Виннипег, где основал хоккейную команду в WHL (три сезона отбегал за нее) и открыл зал для боулинга, которым до сих пор владеет семья Мосиенко и который стоит прямо напротив украинского православного храма.
Джонни Бауэр
Еще одной вратарской легендой, двукратным обладателем приза лучшему вратарю НХЛ и четырехкратным обладателем Кубка Стэнли за «Торонто» является Джонни Бауэр, урожденный Джон Кишкан. Его путь в НХЛ был длинным и тяжелым. Джон, происходивший из бедной украинской семьи из Саскачевана, учился играть в воротах, используя старые матрасы вместо щитков и делая шайбы из навоза. Во время войны он служил в Англии, но был отправлен в запас из-за артрита. Долгие годы он бил рекорды в АХЛ, лишь к 30 годам смог дебютировать в НХЛ, а постоянное место в лиге обрел лишь в 34 года. Мало времени, чтобы успеть стать звездой? Как бы не так.
Для Бауэра возраст никогда не был проблемой, зато был загадкой. Джон всегда выглядел старше своих лет, и даже в армию он пошел в 15, соврав, что уже подходит под призывной возраст. В НХЛ его прозвали «Китайская стена» не столько за непробиваемость, сколько за древность. Он отыграл 11 лет в воротах «Торонто», и провел последнюю игру в 1969 году, когда ему уже исполнилось 44. Бауэр сочинил множество баек по поводу своего возраста – но когда он завершал карьеру, пришлось рассказать правду, ведь в 45 лет ему уже полагалась пенсия от НХЛ.
Терри Савчак
У одного из величайших вратарей в истории хоккея – не только украинская фамилия. В семье его называли Тарасом – Терренсом или Терри он стал уже в документах. Неудивительно, что его прозвищем стало «Юк» или «Юки», как называли всех украинских эмигрантов в Канаде. Но как сын уроженца Галичины кузнеца Савчука вообще стал хоккеистом – загадка. У него было врожденное заболевание спины, неправильно сросшаяся после перелома кость правой руки (из-за чего она была короче левой), сутулость, вызванная стилем игры. Зато было мужество, которое перевешивало все недуги. Бесстрашный Терри забывал о боли и вставал в ворота каждый раз после переломов, артрита, аппендицита, мононуклеоза, 400 швов на лице после попадания в него шайб и прочих нескончаемых травм и болячек. Даже первая вратарская амуниция досталась Терри после трагедии – перешла к нему после ранней смерти 17-летнего старшего брата, занимавшегося хоккеем.
Все это не могло пройти бесследно. Вратарь, признаваемый величайшим в североамериканском хоккее, был замкнутым и угрюмым, страдал от тяжелейших депрессий. Савчак не хотел уходить из хоккея, хотя уже не соответствовал уровню НХЛ, – но судьба сделала это за него. В межсезонье 1970 года Савчак, который столько раз выживал на льду, случайно погиб в пьяной драке с одноклубником из «Рейнджерс» Роном Стюартом, упав на решетку от мангала и изранив и без того слабые внутренние органы.
В следующем году Терри Савчака посмертно ввели в Зал Хоккейной Славы и удостоили награды за преданность хоккею, а в 1994 году своды Джо Луис Арены в Детройте, где Савчак провел свои лучшие сезоны, украсил баннер с номером «1» и фамилией SAWCHUK.
Джонни Буцик и «Юк-лайн»
Карьера Савчака в родном «Детройте» была наполнена взлетами и падениями, и одно из таковых ознаменовалось обменом в «Бостон» в 1955 году. Там великий вратарь совсем скис и через два года упросил вернуть его в «Ред Уингc», где провел еще 7 лет, а взамен «Бостон» получил от «Детройта» еще одну будущую легенду украинского происхождения – Джонни Буцика. Мощного, славившегося своими силовыми приемами, но совсем не грубого форварда (два приза за джентльменское поведение) сразу поставили в звено, которому суждено было стать культовым: «Юк-лайн». Тройка нападения была собрана из выходцев из Украины – с Буциком вместе играл такой же украино-канадец Виктор Стасюк, а также Бронко Хорват, этнический венгр, чьи родители эмигрировали из Закарпатья.
«Юк-лайн» за четыре сезона вместе собрали на троих 251 шайбу и 622 очка. Но если после развала тройки в 1961 году карьеры Стасюка и Хорвата пошли на убыль – один невзрачно играл в «Детройте», а другой был отправлен в АХЛ – то Буцику удалось стать легендой «Бостона». Когда ему было уже за 30, он вдруг стал много забивать, «Брюинc» внезапно превратились из аутсайдера в двукратного обладателя Кубка Стэнли, так что имя Буцика в истории «мишек» стоит в одном ряду с Эспозито и Орром. Его 9-й номер выведен клубом из обращения, а 545 голов за команду – абсолютный рекорд в истории «Бостона».
Берни Федерко
Многие называют Берни Федерко предтечей Гретцки, в тени достижений которого слава Федерко несколько меркнет. Берни был на 5 лет старше Уэйна и еще со времен игры за юниорскую команду поражал всех своими навыками плеймейкера и умением ловко обращаться с шайбой за воротами. Креативный левша попал в 1976 году в «Сент-Луис» и почти всю карьеру провел за «Блюз», 9 сезонов из 13 он был лидером команды в бомбардирской гонке.
В НХЛ Федерко провел ровно 1000 игр, четырежды «выбивая» сотню очков за год и став первым игроком в истории, кто 10 сезонов подряд набирал не менее 50 очков. Берни стабильно называют одним из самых недооцененных хоккеистов в истории НХЛ, и даже Зал Славы трижды отвергал его кандидатуру – в 1993, 1995 и 1997 годах, прежде чем все же ввести еще одного игрока с украинской фамилией в Зал в 2002 году.
Майк Босси
Генеалогия великого снайпера Майка Босси довольно запутанная: он родился в Монреале, всю юность прожил во французской части Канады, но зовут его не Мишель и не Микаэль, а Майкл, потому что он частично британского происхождения; но вообще же – из семейства украинских эмигрантов, а фамилия «Босси» – всего-навсего искаженное «Босый». В 1977 году Майк дебютировал в НХЛ за «Айлендерс», где провел всю карьеру, и тут же начал бить снайперские рекорды.
Благодаря звену Гиллис – Троттье – Босси «островитяне» были непобедимы, четырежды взяв Кубок Стэнли с 1980 по 1983 годы. Если не считать довоенное время, то Босси быстрее всех забросил свою сотую шайбу в НХЛ (всего 129 игр понадобилось). В сезоне-1980/81 забросил 50 шайб за 50 игр, что прежде удавалось только Морису Ришару. 9 раз подряд он забивал 50 голов за сезон – и этот рекорд не смог побить даже Гретцки. Вряд ли кто-то станет отрицать, что Майк Босси – лучший снайпер в истории Национальной Хоккейной Лиги.
Его рекорды могли бы быть еще внушительнее, если бы не уход из спорта в 1987 году из-за хронических травм спины, в возрасте всего 30 лет.
Дэйв Бабич
Если с форвардами и вратарями украинского происхождения в Канаде все замечательно, то с защитниками ситуация иная. Кроме Дэйва Бабича в символическую пятерку может попасть разве что Билл Барилко, трагически погибший в 24 года защитник «Торонто» 1940-х. Ну а лучшим защитником НХЛ с украинскими корнями является Бабич, дважды участник Матчей Всех Звезд. Он и его брат форвард Уэйн считались невероятно талантливыми юниорами. Но если карьера Уэйна Бабича была коротка – лишь 8 полных сезонов, что для третьего номера драфта явно мало – то младший брат Дэйв почти два десятилетия украшал НХЛ своими густыми усами.
В НХЛ Дэйв Бабич дебютировал в 19 лет. К середине 1980-х молодой защитник уже добился успеха в лиге, а его связка в «Виннипеге» с Рэнди Карлайлом считалась одной из лучших пар в НХЛ. Тем удивительнее был трейд Бабича в «Хартфорд» в 1985 году. Затем были «Ванкувер» и финал Кубка Стэнли, «Филадельфия» и судебная тяжба с врачами, а заканчивал карьеру Бабич в «Лос-Анджелесе» в 1999 году. Сегодня он входит в сотню лучших в НХЛ по сыгранным матчам – у него их 1195.
Дэйл Хаверчак
Вместе с Бабичем славу «Джетс» ковал и другой выходец из семьи украинских иммигрантов – Дэйл Хаверчак. Наверное, так и должно быть в Виннипеге – самом украинском из городов Канады, где 15% населения имеют украинские корни. Впрочем, сам Хаверчак родился в Онтарио, где уже в 2 года встал на коньки (по словам отца Дэйла, он научился кататься раньше, чем ходить), а в 4 года уже стал серьезно заниматься хоккеем, и вскоре о юном даровании знала вся страна. Доминируя во всех возрастах, Хаверчак в итоге был выбран под первым номером драфта НХЛ в 1981 году и попал в «Виннипег». В дебютном же сезоне он стал самым молодым игроком в истории, кто смог набрать 100 очков (позднее рекорд побьет Кросби). В НХЛ появилась новая звезда.
За 9 лет в «Джетс» Хаверчак добился признания в качестве лучшего игрока в истории клуба и получил прозвище «Мистер Виннипег Джет», что, конечно, звучит намного солиднее прежнего – «мини-Гретцки». Несмотря на то, что лучшие годы Дэйл провел в «Виннипеге» и «Баффало», где шансов на Кубок Стэнли было мало, Хаверчак лишь раз в карьере не смог выйти в плей-офф и в признается одним из лучших игроков в истории НХЛ.
При всей своей ярчайшей карьере в НХЛ Хаверчак не забывал и про канадскую сборную, взяв с ней два Кубка Канады в 1987 и 1991 годах, что позволило канадским острословам шутить: «Мы обыграли СССР, потому что у нас украинцы лучше, чем у них».
Дэйв Андрейчак
Многие канадские украинцы становились звездами, выигрывали Кубок Стэнли, некоторые даже заслужили выведенный из обращения номер. Но взять Кубок Стэнли в качестве капитана команды смог только один – Дэйв Андрейчак, лидер в истории НХЛ по заброшенным шайбам в большинстве. Первые 10 лет карьеры он провел в слабом «Баффало», в 1993 году был обменян в «Торонто», с которым дошел до финала Кубка Стэнли, но потом снова несколько лет провел в слабых командах. Сезон-2000/01 38-летний нападающий провел в родных «Сэйбрс» («родные» – почти буквально, ведь находящийся на границе с Канадой Баффало находится совсем рядом от канадского Хэмилтона, где и родился Дэйв). Казалось, пора завершать карьеру…
Но вместо этого Андрейчак удивил всех. Он не закончил карьеру, не погнался за шансом на чемпионский перстень в сильную команду, а подписал контракт с «Тампой», которой нужен был наставник для талантливой молодежи. Уже в следующем сезоне «Лайтнинг» вышли в плей-офф под руководством капитана Андрейчака, а в 2004 году 41-летний Дэйв первым поднял над головой заслуженный Кубок Стэнли.
Бонус: Уэйн Гретцки
Конечно, этот список не может обойтись без величайшего хоккеиста всех времен. Хотя на Гретцки претендует не только Украина, но и Белоруссия, и Польша – и рады бы претендовать и другие нации, будь у них такая возможность. Примерно такая же ситуация и с другим легендарным центрфорвардом Элмером Лаком.
Чтобы не злить противоборствующие лагеря (а по поводу национальности предков Великого в интернете устраиваются целые войны) Гретцки будет в этом перечне одиннадцатым, бонусным персонажем. Его дед Терентий Грецкий эмигрировал в Канаду из белорусского Гродно, что тогда считалось польской территорией, входившей в состав России. Бабушка Уэйна Мария переехала в Канаду из украинских Подгайцев, а потому вполне вероятно, что и Уэйн – частично украинец; впрочем, иногда источники зовут бабушку Гретцки этнической полькой. Отец хоккеиста Уолтер Гретцки, который должен был бы знать историю своей семьи лучше других, сам так часто путается в показаниях, что нельзя со стопроцентной точностью сказать, сколько украинской крови в венах их семейства. В общем Гретцки, как обычно, сумел выделиться даже из группы великих игроков.