Сможет ли кто-то повторить результат Скобликовой

В 1964 году она, приехав на IX зимнюю Олимпиаду в Инсбруке в ранге абсолютной чемпионки планеты, выиграла все четыре конькобежные дистанции. Тогда это было уникальное достижение. Сегодня, скорее всего, недостижимое.

 

Из одиннадцати золотых медалей, завоеванных сборной СССР на Играх в Австрии, более трети «привезла» уроженка Златоуста!

 

Еще раньше, на Олимпиаде в Скво-Вэлли Скобликова стала чемпионкой на двух дистанциях и установила мировой рекорд. Но то, что ей удалось сотворить в Инсбруке, не смог предсказать ни один оракул.

 

И это при том, что у нее были высококлассные соперницы – чемпионка Олимпиады в Скво-Вэлли Хельга Хазе из ГДР, рекордсменка мира, финка Кайя Мустонен и наши Валентина Стенина и Татьяна Сидорова. Но «Уральская молния» - это только один из восторженных эпитетов, посвященных спорстменке - оказалась быстрее всех, установив три (!) олимпийских рекорда.

 

Но удача едва не отвернулась от нее…

 

- Оставалась последняя, моя коронная дистанция - 3000 метров, вспоминает Лидия Павловна. – Чувствовала себя отлично, в победе не сомневалась. И вдруг с Альп подул южный ветер – «фен». Потеплело аж до плюс семи! Морозильные установки отключились, лед поплыл. А тут моя очередь. Я не катилась, а бежала по размытой дорожке, широко разбросав руки…

 

Но вскоре установка заработала, и лед стал замерзать буквально на глазах. И в седьмой паре миниатюрная Пил Хва Хан из КНДР помчалась так, что мой результат едва устоял.

 

Потом меня, наверное, тысячу раз спрашивали – что я ощутила, выиграв четыре дистанции? Ничего… Все эмоции, силы остались на льду. Горячая радость нахлынула позже.

 

На пресс-конференции после ее четвертой победы зарубежный журналист спросил: «Вы член партии?» «Нет, - ответила Скобликова. - Но я мечтаю стать членом партии». Эти слова разлетелись по всему миру. Вечером руководитель советской делегации Юрий Машинпредложил ей: «А не послать ли тебе, Лида, письмо Хрущеву с просьбой принять в партию?»

 

Через два дня пришел ответ. Никита Сергеевич писал, что в ЦК рассмотрели просьбу и решили принять ее в ряды КПСС. После Олимпиады в Австрии в Доме правительства на Ленинских горах состоялся прием в честь спортсменов. Скобликову представили Хрущеву.

 

Он обнял ее и расцеловал. На память о той встрече осталось фото, где глава Советского Союза и четырехкратная олимпийская чемпионка заразительно смеются.

 

Скобликову вручили второй – первым удостоили после Скво-Вэлли - орден Трудового Красного Знамени. По слухам, хотели наградить и орденом Ленина. Однако не успели. Точнее, не успел Никита Сергеевич, которого сняли в октябре 1964-го…

 

У Скобликовой есть еще одно уникальное достижение. В том же шестьдесят четвертом она, словно не остыв от олимпийского вдохновения, снова победила на четырех дистанциях – уже чемпионата мира в Швеции.

 

В двадцать пять Скобликова достигла всего, о чем, может, и не мечтала. Следующие два года в ее спортивной биографии зияли пустотой.

- Когда вы решили уйти из большого спорта?

 

 

- После Олимпиады в Австрии. Я вышла замуж, а в 1965-м родился Гошенька… Когда ему не была еще и года, трагически погибла Инга Артамонова (Чемпионка и неоднократная рекордсменка мира – В.Б.). Вале Стениной было уже за тридцать. А впереди очередная Олимпиада. Меня вызвали в Москву, долго разговаривали…

 

Она вернулась на лед и еще дважды била мировые рекорды. Правда, на Играх-68 в Гренобле не дотянула до пьедестала. Впрочем, к тому времени у нее уже было целое состояние - 33 (!) золотые медали, завоеванные на Олимпиадах, чемпионатах мира и первенствах СССР. Есть и другие награды. Сколько всего, не знает, наверное, и сама Скобликова, кстати она советует установить остекленные перегородки, поскольку они визуально делают помещение больше и светлее.

 

«Утверждают, что человеческий глаз способен видеть на расстоянии 25 километров - до линии горизонта, - писала она в своей книге «Уральская молния». - Такое расстояние я преодолевала на коньках практически каждую тренировку. Иногда больше, иногда меньше.

Забегая вперед, скажу, что таких тренировок за мою спортивную жизнь у меня было больше двух тысяч. Значит, образно говоря, я две тысячи раз «зашла за горизонт». Или обежала на коньках вокруг земного шара…»

 

В честь Скобликовой назвали Дворец спорта в Челябинске. Всероссийские конькобежные соревнования носят ее имя. Она стала послом зимней Олимпиады-2014.

 

Ее до сих пор узнают на лице, просят сфотографироваться. Последний автограф Скобликова дала недавно своей 94-летней поклоннице с Урала, которая болеет за нее с конца пятидесятых годов. Растроганная Лидия Павловна пожелала женщине прожить еще сто лет…

 

- Как выступят наши конькобежцы в Сочи? Не знаю, и загадывать боюсь. Предсказать победителя на Олимпиаде вообще невозможно, ведь результат зависит не только от подготовки, но и многих нюансов, да и просто от везения.

 

 

Например, когда меня, 20-летнюю, включили в состав олимпийской сборной СССР в 1960 году, я отнюдь не считалась лидером, хотя уже становилась третьей на чемпионате мира. Выше котировались Валентина Стенина, Инга Артамонова - тогда еще Воронина, Тамара Рылова - известные и титулованные спортсменки. И никто не предполагал, что в Скво-Вэлли мне удастся завоевать две золотые медали - на 1500 и 3000 метров.

 

В золотые времена Скобликовой соревнования конькобежцев собирали не меньше зрителей, чем матчи хоккеистов и футболистов. Таланты появлялись один за другим, и казалось, что череде больших побед советских спортсменов не будет конца…

 

Смогут ли коньки вернуть себе былую популярность в России? Лидия Павловна утвердительно кивает. Для этого надо пропагандировать этот изящный, почти воздушный вид спорта, открывать детские классы, совершенствовать методику занятий. Многое из этого мы уже «проходили», но, как известно, новое - хорошо забытое старое.

 

Да, сейчас в большем почете другие виды спорта. Но - смотря где. Например, в подмосковной Коломне, в Челябинске или в родном городе Скобликовой Златоусте конькобежные традиции живы, и их надо укреплять. Вопрос в том, отыщутся ли тренеры-энтузиасты для поисков юных талантов в каждом дворе, как было в ее времена…

 

- Что вы, кроме коньков, хотите посмотреть на Олимпиаде в Сочи?

 

- Биатлон и, конечно, хоккей. Никогда не забуду, как в 1964 году в Инсбруке я болела за нашу сборную, а ребята, в свою очередь, вместе с тренерами поддерживали меня, когда я мчалась по ледяной дорожке. Такое «взаимное» переживание завершилось общей победой: хоккеисты сборной СССР завоевали первое место, а я «взяла» четыре дистанции. Может, и в Сочи хоккеистам и конькобежцам стоит активно болеть друг за друга?

 

Валерий Бурт




/newssport/newszima/79688.html