Гонки на тракторах становятся все популярней
В отличие от автомобильных гонок, гонки на тракторах – это та самая экзотика в стиле «фолк», которую ожидаешь увидеть в старой доброй российской глубинке. Ожидания эти вовсе не напрасны, ведь, даже если вы об этом раньше не слышали, на тракторах у нас гоняются по бездорожью довольно давно. И, хотя придуман этот вид спортивного соревнования не русскими, нами он воспринимается очень органично. Так сказать, соответствует менталитету.
Конечно же, гонки на тракторах проводятся не только в России, но и в США, Канаде, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии уже десятки лет. Существует даже Национальная Ассоциация Тракторных Гонок, основанная в далеком 1969 году в США.
Но только у нас на ежегодном «тракторном заезде» «Бизон Трек Шоу» неповоротливые машины ездят с таким «огоньком», задором и страстью, что всего за 12 лет эти соревнования обрели своих поклонников, фанатов и постоянных участников. К тому же, еще в 2005 году мероприятие получило вполне официальный статус – было внесено в реестр туристических достопримечательностей Ростовской области, так как проводится исключительно здесь, начиная с 2002 года. С тех пор наслаждаться зрелищем гонки на тракторах, равно как и участвовать в нем, может не определенный круг посвященных, а любой желающий: достаточно либо самому прийти на шоу и следить за этими необычными соревнованиями в качестве зрителя, либо включить телевизор или интернет и посмотреть трансляцию с места событий.
С чего все началось?
А началось все, как ни странно, с лошадей. В 19 веке лошади повсеместно использовались на c/х угодьях, и среди американских фермеров было негласное соперничество по поводу того, чья же лошадь все-таки имеет больше «лошадиных сил» и тяги. В итоге было решено устроить специальные соревнования: к коню сзади цеплялся довольно тяжелый груз (как правило, амбарная дверь) и животное должно было тащить его волоком. Если ему это удавалось, на груз сходу по одному запрыгивали люди, и происходило это до тех пор, пока общая масса не заставляла животное остановится. По количеству запрыгнувших и определяли, чей «трудяга» сильнее.
С развитием двигателя внутреннего сгорания и тракторной техники уже в 20-е годы прошлого столетия на смену обычным коням постепенно стали приходить железные. Принцип оставался прежним: к трактору цеплялся груз и он его буксировал. Однако чуть позже (примерно в 40-е годы) фермерам пришла в голову идея, что на тракторах можно не только тянуть прицепы, но и гоняться друг с другом в поле. Эта забава оказалась настолько увлекательной, полной азарта, безумного драйва и виражей, что на сегодняшний день в мире существует уже 22 зарегистрированные организации тракторных гонок.
При этом стоит отметить, что в Америке формат состязаний с толканием прицепов (называется «пуллинг») по-прежнему очень популярен, возможно, даже популярнее, чем традиционные гонки на тракторах. За все это время машины, которые принимают участие в подобных шоу, прошли долгий путь эволюции и модернизации, и уже имеют мало схожего с привычными серийными моделями.
В России же гонки на тракторах проводятся ежегодно в двух местах: в Ростовской области (с 2002-го) и в Крыму, под Симферополем (с 2009-го).
Остановимся подробнее на форуме «Бизон Трек Шоу» – мероприятии, к которому готовятся тщательно и заранее. То, что это действительно очень насыщенное, яркое и масштабное шоу, подтверждает видеонарезка, которую можно посмотреть ниже.
Где все происходит?
Каждую весну на четвертом километре трассы «Ростов-Таганрог» и справа от автомагистрали «Дон-25» вы можете встретить странные автоколонны, прибывшие поучаствовать в шоу. Соревнования проходят в традиционном и наиболее ярком формате – гонки на скорость. Наши соотечественники решили пока не заимствовать у американских коллег другие виды состязаний, например, перетягивание или транспортировку тяжелого прицепа (тот самый «пуллинг»). Но и того, что есть, более чем достаточно, чтобы впечатлить любителей и туристов.
Задача такова: «болиды» должны за наиболее короткий промежуток времени преодолеть 10 км по пересечной местности. Чтобы гонщики могли проявить все свое мастерство, в их распоряжение предоставляются грязь, колдобины, пригорки, ухабы, кусты – в общем все богатство бескрайних российских просторов.
Какие машины участвуют в соревновании и кто за рулем?
Наиболее частые гости «трассы» гонки на тракторах в Ростовской области – это детища белорусского автопрома: модели МТЗ-80 и МТЗ-82. Также в «ралли» принимает участие много тракторов отечественных производителей, присутствуют и машины известных мировых брендов. Что касается требований к технике, то их не так уж и много. Главные и единственные – наличие прочного защитного каркаса, надежных тормозов и ремня безопасности. Азарт – это, конечно, здорово, но человеческая жизнь и здоровье не должны подвергаться риску. В предостережение всем «сорви головам» сразу хотим сказать: чтобы каждая гонка завершалась максимально позитивно, благополучно и без трагедий, перед началом состязаний вся техника проходит тщательный осмотр на соответствие установленному регламенту по безопасности. Проводит его специальная инспекция Гостехнадзора и ОТК «Бизона» (организаторы гонки).
За рулем гоночных «болидов», как правило, сидят те, кому по долгу службы часто приходится иметь дело с тракторной техникой – это трактористы-профессионалы, механизаторы и другие работники сельскохозяйственной отрасли. Любителей на гонки на тракторах заносит редко, так как покупать недешевую машину просто для того, чтобы несколько раз проехать по спецучастку – слишком большие затраты даже для самых изощренных ценителей экстрима.
Как готовят транспортные средства?
Гонки на тракторах – это состязание не на жизнь, а на смерть, поэтому гонщики и их команды пускают в ход все доступные приемы и наработки. Особое внимание уделяется внешнему виду трактора-болида: внушительные «кенгурятники», аэрография, спортивные диски на колеса и даже прямоточные глушители – чтобы трактор издавал особенно грозный и брутальный «рык» уже на старте. На чаще меняют «движок» на более мощный, устанавливают турбины и усиливают каркас, ведь в пылу борьбы нередко случаются перевороты. Часто используют http://avtomobili-web.ru/48859-holodnyy-vpusk.html, чтобы увеличить мощность. В результате получается монструозный агрегат, который, при всей своей внешней неуклюжести, способен разгоняться до 80, а то и до 100 кмч. Кстати, помимо технических изменений, каждая команда к началу состязаний разрабатывает и свой собственный «коктейль скорости», то есть особым образом комбинирует разные виды топлива с целью получения наилучшего результата по параметрам разгона и максимальной мощности. И не важно, что это изнашивает ресурс двигателя. Зато под капотом появляются дополнительные «лошадки» – то, что нужно для настоящего драйва.
Подготовкой трактора к участию чаще всего занимаются целый год, особое внимание уделяя не столько техническому оснащению, сколько тренировкам водителя. Гонки на тракторах не предусматривают наличие штурмана, поэтому здесь нужно быть очень и очень внимательным. Это тебе не безукоризненно ровный гоночный трек, по которому ездят спортивные болиды. Это самая настоящая трасса на выживание и преодолеть ее – гордость и честь для любого тракториста.
Процесс соревнований
Тут все предельно серьезно и масштабно, как и в автомобильных гонках. Тысячи зрителей, брутальные и юморные профессиональные комментаторы, которые способны на любой вкус осветить события на трассе, турнирное табло и зверский гул моторов. Когда гонки на тракторах начинаются, трибуны замирают в ожидании и трепете...
Обычно механизаторы и трактористы представляют свою область или регион, и соревнуются за призовые места. Но на подобные спортивные подвиги их толкает не только жажда признания, но и приятные призы. Из года в год призовые меняются, поэтому точных данных по ним нет. Известно только, что в одном из состязаний победителю вручили денежный приз, в другом – разыгрывался автомобиль Лада Калина, а еще через год на кону был особенный трактор МТЗ, буквально ручной работы, то есть созданный по спецзаказу.
Вместо заключения
В целом, тюнингованный трактор – зрелище само по себе неординарное и интригующее. А если это средство передвижения еще и несется по бездорожью на около космической для своей конструкции скорости, то посмотреть там точно есть на что: вы гарантированно не останетесь разочарованными!