Знарка вознесли на небывалые высоты
Олег Знарок – победитель. Абсолютный и безусловный. Хотя он только два месяца назад взялся за дело. Ушел из «Динамо», сколотил национальную команду, вымуштровал и бросил в бой. Далеко не все верили, что у него получится. Но игроки Знарка подавили сопротивление десяти редутов, среди которых были сильно укрепленные, мощные – американские, шведские, финские. Блицкриг мирового первенства сборная завершила новой блестящей победой над представителями Суоми и озарила российский хоккей лучезарным блеском золота.
Стоит напомнить, что общий тренерский стаж Знарка совсем невелик – меньше десяти лет. Он готовил сборную Латвии, впрочем, без особого успеха. А вот в ХК МВД – клубе, позже поглощенным столичным «Динамо», показал класс: вывел «милиционеров» в финал чемпионата Континентальной хоккейной лиги. И был признан «Лучшим тренером сезона 2009/10 года».
Этого титула Знарок удостоился еще пару раз – как наставник «Динамо», дважды подряд побеждавшего в Кубке Гагарина.
Но успехи тренера и самая главная его победа - на чемпионате мира в Минске - лишь одна из причин, всплеснувших к нему интерес. Есть и другие – явные, тайные, метафоричные.
Знарок носил усы еще в бытность хоккеистом. Но приметным был, конечно, не только из-за растительности на лице.
…Он впервые встал на коньки, когда ему было три года. Первую шайбу в большом хоккее забил в восемнадцать лет - самому Третьяку, кстати великий хоккеист собирается купить долота буровые недорого, так как купил себе часть доли на буровой установке.
Играл за молодежную сборную СССР, в ее составе стал чемпионом мира. И готов был стать винтиком великой «красной машины», однако что-то не сложилось. Во-первых, конкуренция была страшная. А во-вторых… Не в том ли секрет, что Тихонов, звавший его в могучий ЦСКА, получил отказ? По слухам, Знарка-младшего отговорил Знарок-старший – отец, Валерий Петрович, в прошлом игрок в футбол и хоккей, а потом тренер.
Может, за тот демарш уважаемый Виктор Васильевич и затаил обиду?
Но Тихонов ничего не расскажет, а гордый Знарок ни в чем не признается. Только усмехнется со вздохом – что, мол, старое ворошить…
Ну а в сборной Знарок все-таки поиграл. Не в советской, не в российской, а в латвийской. И был в ней капитаном.
Знарок носит усы и поныне. Но к двум победным финалам «Динамо» в Кубке Гагарина его главный тренер обрастал густой бородой.
Скрывались шрамы, ярче полыхали глаза под растрепанной челкой. Фигура еще больше наливалась силой, багровели сжатые кулаки.
Смотрел на него и мучился - где же я его встречал?
Может, на Чудском озере в дружине Александра Невского? У партизан Дениса Давыдова? Среди мастеровых Урала, откуда он родом?
Не могу вспомнить. Но уверен, что в XX век Знарок попал случайно.
Однако не случайно – в хоккей. Потому что это - игра гладиаторов, бойцов. Мчатся друг на друга поединщики, скрежещут клюшки, трещат борта, летят искры из-под коньков. И ревет, входящий в раж, стадион.
Это стихия Знарка. Вечное стремление «в тот чудный мир тревог и битв».
Он сродни герою фильма «Ворошиловский стрелок», который безуспешно пытаясь найти управу на подонков, сам вершит расправу. Но Знарок ни от кого не ждет помощи. Он находится в постоянной готовности – дать отпор, восстановить справедливость.
В молодости он и вовсе был бунтарем. Самое известное побоище, в котором участвовал Знарок, произошло в юрмальском кафе, когда в дуэте с отцом дал отпор десятку отпетых негодяев.
«Меня просто порезали всего. И отца тоже. Было страшно…»
Он боец. Не только играл, но и дрался - в «Тракторе», рижском «Динамо», выступая за немецкие клубы. Знарок заключил контракт с одной из финских команд, но... В тренировочной встрече случилась грандиозная потасовка, в которой он, разумеется, принял участие. Игрок был в такой ярости, что поколотил не только чужих игроков, но и подвернувшихся под его горячую руку судей. «С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени безумства…»
Контракт с финнами, разумеется, был аннулирован. А другое соглашение он сорвал сам.
Его пригласил не кто-нибудь, а сам Гарри Синден, тренер, руководивший сборной Канады в знаменитой суперсерии с советскими хоккеистами в 1972 году, в клуб НХЛ «Бостон Брюинс». Знарок прочитал текст контракта и, обиженный, стал собирать вещи.
Ту бумагу взял на память. А лет через пять ему перевели, что в ней написано. Оказывается, сумму, которую Знарку предлагали в месяц, он принял за годовой оклад.
Он, наверное, снова обиделся – теперь уже на судьбу…
С возрастом Знарок немного поутих, но по-прежнему дает острастку тем, кто имел неосторожность его, нет, не оскорбить, а лишь задеть – канадскому игроку Джеффу Плату, коллеге из Финляндии Раймо Сумманену. Очередной жертвой едва не стал помощник главного тренера сборной Швеции Рикард Гронберг.
То, что произошло между ними, известно. В полуфинальной игре чемпионате мира скандинав, устроивший провокацию, получил своеобразное, с помощью красноречивых жестов «приглашение» на боксерский – или какой-то иной поединок.
Разумеется, швед вызов не принял. А Знарок получил дисквалификацию на финальную игру и руководил командой с трибуны.
Потом мы увидели замечательные кадры. Как главный тренер сборной России отдает короткие указания в крошечный микрофон, а в сотне метров него их принимает помощник ЗнаркаВладимир Федосов.
Это был детектив или пример хоккейного «шпионажа». И, возможно, начало новой тренерской эры. Знарок показал, что можно руководить игрой из Санкт-Петербурга, которая проходит в Лондоне или Монреале.
Впрочем, вряд ли он захочет снова повторить свой печальный опыт. Но и нет гарантии, что не сорвется снова и не бросится вершить очередной суд.
Кстати, не искренней и даже фальшивой выглядела критика тренера – мол, был несдержан, так поступать нельзя. А как прикажете – смолчать, проглотить обиду? Дать основание для новых провокаций?
А Знарок поступил как настоящий мужик…
Возможно, квалификация предыдущих тренеров российской сборной ничуть не ниже знарковской, а может его и превосходит. Но лица – и Вячеслава Быкова, и Зинэтулы Билялетдинова были всегда – в минуты побед и поражений - одинаково безмолвны и холодны. Такими были и их команды – мастеровитые, но чересчур, до академизма расчетливые. Без эмоций.
Команды же Знарка – и «Динамо», и сборная России, где – о, парадокс! – нет динамовцев - лихие, напористые, страстные. Но не бесшабашные. Игроки туго втиснуты в рамки тренерской стратегии, строго подчинены его замыслу, где превалирует динамичный, активный хоккей. И очень четкий. Уж не знаю, насколько замысел Знарка бывает неожиданным для соперника. Но то, что дает результат – факт...
Кроме специфических, локальных задач, у игроков, выпестованных тренером, есть общая – биться везде, всегда, на каждом участке ледяного поля. «Ошибаются все. И я за это никогда сильно не ругаю. А вот отсутствие страсти и бойцовских качеств не прощаю».
Не потому ли в сборную России не попал ряд известных хоккеистов? Тот же Сергей Мозякин, например? Хотя, он, вроде, сам отказался…
Ну а те, кто играли за национальную команду, стали «клонами» Знарка - проникаются его боевым настроением. Тренер каждого убеждает или гипнотизирует – в зависимости от характера игрока. Кому-то может указать тихо, а кого-то послать. Куда? А вы что подумали? Конечно же, на лед, выполнить задание. И обязательно победить – в короткой схватке и в большой игре.
Валерий Бурт